Регистрация НКО

Документы подаются в территориальное отделение министерства юстиции (лично или по почте). Сделать это нужно не позднее 3 месяцев с момента принятия решения о создании НКО.

Зарегистрировать НКО или стать его участником могут дееспособные граждане России и иностранные граждане (за исключением осужденных за экстремистские действия, объединений, чья деятельность была прекращена государством из-за противодействия экстремизму, или иностранных персон нон грата).

Основной сложностью часто оказывается определение деятельности, которой будет заниматься НКО. Подойдите к этой задаче ответственно - перерегистрация будет стоить дополнительных денег и времени.

Важно: общих норм для устава НКО не существует, поэтому уделите максимум внимания созданию положения для своей организации. Министерство юстиции скрупулезно проверяет этот документ и может отказать в регистрации на основании найденных недочетов.

Решение о создании может быть выражено в разных вариантах:

-  Протокол собрания учредителей (если их несколько)

- Единоличное решение учредителя

- Нормативный акт

Необходимые документы

- заявление, подписанное уполномоченным лицом, по форме Р11001 (заверяется у нотариуса)

- учредительные документы (устав) НКО в 3 экземплярах

- решение о создании НКО и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных органов в двух экземплярах

- документ, подтверждающий уплату госпошлины

- сведения об учредителях в 2 экземплярах

- сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа НКО, по которому с ней можно связаться

- документ, подтверждающий юридический статус учредителя-иностранного лица

- для НКО, выполняющих функции иностранного агента - заявление о включении в соответствующий реестр

- если в названии вашего НКО используются имена граждан или государственная символика, то вам понадобится документ, разрешающий такое использование

Сроки оказания услуги

30 дней - для политических партий
33 дня - для общественных объединений
от 33 дней до 6 месяцев - для религиозных организаций
17 дней - для других НКО

Куда обращаться

- Отделение Минюста РФ по региону

 

Необходимые для проверки контрагента документы рекомендуем по возможности получать самостоятельно, а не запрашивать у него. В частности, вы можете воспользоваться:

·    сайтом ФНС России (https://egrul.nalog.ru/) - для получения электронной выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП на вашего контрагента. Вы можете также воспользоваться другими сервисами по проверке контрагента, размещенными на этом сайте. Например, проверить наличие у него налоговой задолженности или выяснить, нет ли в составе его исполнительных органов дисквалифицированных лиц;

·    банком данных исполнительных производств (http://fssprus.ru/iss/ip/) - для проверки наличия непогашенных задолженностей по исполнительным листам;

·    картотекой арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) - для проверки наличия судебных споров, в которых участвует контрагент;

·    сайтом Федеральной нотариальной палаты (http://reestr-dover.ru/) - для проверки актуальности нотариальной доверенности, на основании которой представитель вашего контрагента собирается подписывать договор;

·    реестром лицензий на сайте соответствующего лицензирующего органа - для проверки наличия у контрагента необходимой лицензии;

·    сайтом ГУ по вопросам миграции МВД России (http://сервисы.гувм.мвд.рф/info-service.htm?sid=2000) - для проверки действительности российского паспорта лица, подписывающего договор;

Помимо получения сведений из открытых источников, вы можете воспользоваться платными услугами различных компаний и приобрести программу, осуществляющую проверку контрагентов. Тогда все сведения вы получите сразу, в рамках одной системы.

При необходимости запросите у контрагента те документы, которые вы не можете получить самостоятельно.

Отметим: чтобы выявить коррупционные риски и принять меры по их минимизации, Минтруд России рекомендует обеспечить внедрение оценки добросовестности контрагентов - процедуры дью-дилидженс (Меры по предупреждению коррупции в организациях). С ее помощью можно оценить, например, деловую репутацию, финансовые, материальные, человеческие и иные ресурсы контрагента, позволяющие надлежащим образом осуществлять деятельность в рамках предполагаемого договора, выявить его связи с должностными лицами (в том числе иностранными) и риски вовлечения в коррупционные схемы, связанные с подкупом таких лиц.

Перечень документов, которые нужно запросить у контрагента для заключения договора

Обязательного перечня документов нет. Мы рекомендуем запросить у контрагента:

·    доверенность представителя (если договор подписывается по доверенности);

·    документы, подтверждающие полномочия директора контрагента или иного лица, действующего от имени организации без доверенности (например, решение общего собрания участников ООО). Рекомендуем запросить этот документ, так как возможна ситуация, когда полномочия директора истекли, но в выписке из ЕГРЮЛ остались устаревшие сведения;

·    копии лицензий и иных разрешительных документов (при необходимости);

·    сведения о банковских реквизитах.

Это примерный перечень. Если договор заключается на небольшую сумму (например, вы приобретаете канцелярские товары или заказали печать листовок), то документы можно не запрашивать. Вряд ли кто-либо будет оспаривать такую сделку.

Напротив, в некоторых случаях целесообразно запросить дополнительные документы. Например, если вы покупаете недвижимость у хозяйственного общества, будет нелишним попросить у него решение об одобрении крупной сделки или письмо о том, что сделка не является крупной (п. п. 3, 4 ст. 46 Закона об ООО, п. п. 1, 6 ст. 79 Закона об АО). Также рекомендуем запросить устав юридического лица, чтобы проверить, не ограничен ли его руководитель в полномочиях по сравнению с законом. Однако учтите, что если вы запросили устав, то в дальнейшем не сможете ссылаться на то, что не знали об отсутствии полномочий руководителя юрлица или об их ограничении.

Минтруд России рекомендует оценить наличие у контрагента надлежащих ресурсов (финансовых, материальных, человеческих и иных), необходимых для того, чтобы надлежащим образом осуществлять деятельность в рамках предполагаемого договора (Меры по предупреждению коррупции в организациях). Для этого следует не только использовать информацию, находящуюся в открытом доступе, но и запросить сведения непосредственно у контрагента (например, финансовую отчётность), что позволит выявить возможные неправомерные выплаты и, соответственно, риски недобросовестного поведения контрагента в будущем.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), названным Федеральным законом и другими федеральными законами. Порядок ликвидации некоммерческой организации регламентируется статьями 61 – 65 ГК РФ, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее Федеральный закон № 129-ФЗ), Федеральным законом № 7-ФЗ, иными законами об отдельных организационно-правовых формах некоммерческих организаций, а также в случаях определенных соответствующими законами – учредительными документами некоммерческих организаций.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации ликвидация некоммерческой организации состоит из следующих этапов:

принятие решения о ликвидации некоммерческой организации;

формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора;

публикация сообщения о ликвидации в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица;

уведомление кредиторов некоммерческой организации о ликвидации некоммерческой организации;

составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;

осуществление расчетов с кредиторами;

составление ликвидационного баланса;

государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией.

Согласно нормам ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;

по решению суда. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации. Указанные уведомления могут быть представлены некоммерческой организацией как одновременно, так и последовательно.

В трехдневный срок уведомления о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации, формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) некоммерческой организации с приложением соответствующего решения представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган.

На территории Волгоградской области указанные документы представляются в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области (далее – Управление).

В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 7-ФЗ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации. В целях обеспечения размещения юридическими лицами сведений, обязательных для публикации в силу закона, Федеральной налоговой службой учреждено средство массовой информации – журнал “Вестник государственной регистрации”.

По окончанию срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса учредителями (участниками) некоммерческой организации либо органом, принявшими решение о ликвидации некоммерческой организации, в Управление представляется уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса, с приложением промежуточного ликвидационного баланса.

Статьей 21 Федерального закона № 129-ФЗ определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором заявителем подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации некоммерческой организации, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами (муниципальными органами) в установленных федеральным законом случаях;

ликвидационный баланс;

документ об уплате государственной пошлины;

документ, подтверждающий представление соответствующих сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Кроме того, некоммерческая организация одновременно с документами для государственной регистрации в связи с ликвидацией представляет подтверждение публикации сообщения о ликвидации в органах печати.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации за государственную регистрацию ликвидации юридического лица взимается государственная пошлина 800 рублей, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства.

В соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ заявителем при ликвидации юридического лица является конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор).

Максимальный срок государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией составляет десять рабочих дней.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация – прекратившей свое существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Формы уведомления (Р15001) и заявления (Р16001) представляемых в Управление для государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ликвидацией, утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 года № MMВ-7-6/25@ “Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств”.

Подпись заявителя на уведомлении и заявлении должна быть засвидетельствована нотариально.

Нарушения в деятельности НКО Ответственность* Рекомендации по устранению нарушений
Несоответствие устава действующему законодательству о некоммерческих организациях Предписание об устранении нарушений с указанием срока его исполнения.
Административный штраф за невыполнение предписания - на должностных лиц от 1 000 до 2 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц от 10 000 до 20 000 рублей (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).
Иск о ликвидации НКО (в случае неоднократного невыполнения предписаний).
Подготовить и подать в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации, выдавший свидетельство о регистрации, документы для государственной регистрации изменений, вносимых в устав НКО:
1. Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, то есть в устав, по форме Р13001.
2. Устав с внесенными в него изменениями.
3. Решение/Протокол органа управления НКО о внесении изменений в устав.
4. Квитанция об оплате государственной пошлины в сумме 800 рублей.
Отсутствие программы деятельности, бюджета (сметы) к программе деятельности, протоколов органов управления и надзора Предписание об устранении нарушений с указанием срока его исполнения.
Административный штраф за невыполнение предписания - на должностных лиц от 1 000 до 2 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц от 10 000 до 20 000 рублей (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).
Иск о ликвидации НКО (в случае неоднократного невыполнения предписаний).

Подготовить программу деятельности, бюджет (смету) к программе деятельности, протоколы органов управления и надзора, руководствуясь положениями устава НКО. Для того, чтобы быть готовым к проверкам, необходимо восстановить документы за последние 3 года.

Бюджет (смета) к программе деятельности утверждается ежегодно уполномоченным органом управления НКО.

Количество протоколов органов управления и надзора должно ровняться количеству проводимых собраний органов управления и надзора (определяется уставом НКО).

Незаконное использование символики Предписание об устранении нарушений с указанием срока его исполнения.
Административный штраф за невыполнение предписания - на должностных лиц от 1 000 до 2 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц от 10 000 до 20 000 рублей (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).
Иск о ликвидации НКО (в случае неоднократного невыполнения предписаний).
Описание символики НКО (эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны) в обязательном порядке должно содержаться в уставе НКО.
Дополнительно в устав НКО может включаться изображение символики НКО.
НКО, которые начали использовать символику до 2 августа 2014 года (до отмены регистрации символики в Министерстве юстиции Российской Федерации), должны будут включить ее описание в свои уставы при первом их изменении.
Несовпадение адреса, указанного в уставе / ЕГРЮЛ, с фактическим Предписание об устранении нарушений с указанием срока его исполнения.
Административный штраф за невыполнение предписания - на должностных лиц от 1 000 до 2 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц от 10 000 до 20 000 рублей (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).
Внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений.
Предупреждение или административный штраф за несвоевременное представление сведений об адресе - на должностных лиц в размере 5 000 рублей (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).
Административный штраф за непредставление или представление недостоверных сведений об адресе - на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).
За повторное совершение данного нарушения - в отношении должностных лиц дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет (ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ).
Возникает ответственность за нарушения в сфере учета налогоплательщиков, за нарушение порядка постановки на учет
в налоговом органе и ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе:
- за нарушение срока подачи сведений о постановке на учет в налоговом органе: штраф 10 000 рублей (п. 1 ст. 116 НК РФ) + предупреждение или административный штраф на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 рублей (ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ);
- за ведение деятельности без постановки на учет: штраф в размере 10% от доходов, полученных за время этой деятельности, но не менее 40 000 рублей (п. 2 ст. 116 НК РФ) + административный штраф на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей (ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ).
Иск о ликвидации НКО (в случае неоднократного невыполнения предписаний).
Если адрес указан в уставе НКО, необходимо подготовить и подать документы для государственной регистрации изменений, вносимых в устав НКО:
1. Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, то есть в устав, по форме Р13001.
2. Устав с внесенными в него изменениями.
3. Решение/Протокол органа управления НКО о внесении изменений в устав.
4. Квитанция об оплате государственной пошлины в сумме 800 рублей.
Если адрес указан в ЕГРЮЛ, необходимо подготовить и подать документы для регистрации изменений информации, содержащейся в ЕГРЮЛ:
1. Заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме Р14001.
2. Решение органа управления НКО о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Документы об изменении адреса места нахождения необходимо подать в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации, выдавший свидетельство о регистрации, в течение 3 рабочих дней с момента принятия органом управления НКО решения об изменении.
Уплата государственной пошлины за регистрацию изменений информации, содержащейся в ЕГРЮЛ, не требуется.
Отсутствие необходимых кадровых документов (трудовых договоров, соглашений, приказов и пр.)

Предписание органа, осуществляющего надзор за соблюдением трудового законодательства, об устранении нарушений с указанием срока его исполнения.
Административный штраф за невыполнение предписания органа, осуществляющего надзор за соблюдением трудового законодательства - на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей (ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ).
Предупреждение или административный штраф за нарушение трудового законодательства – на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
За повторное совершение данного нарушения - административный штраф на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на юридических лиц - от 50 000 до 70 000 рублей (ч.2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Административный штраф за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора - на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).
За повторное совершение данного нарушения - на должностных лиц - дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на юридических лиц административный штраф - от 100 000 до 200 000 рублей (ч.5 ст. 5.27 КоАП РФ).

Подготовить обязательные документы, которые прежде всего проверяет федеральная инспекция труда:
- штатное расписание (ст. 57 ТК РФ);
- трудовые договоры (ст. ст. 56 и 67 ТК РФ);
- трудовые книжки (ст. 66 ТК РФ);
- книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
- правила внутреннего трудового распорядка (ст. ст. 56, 189, 190 ТК РФ);
- документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников, их права и обязанности в этой области (ст. ст. 86, 87, 88 ТК РФ);
- график сменности (ст. 103 ТК РФ);
- график отпусков (ст. 123 ТК РФ);
- приказы по личному составу;
- личная карточка работника;
- табель учета рабочего времени;
- правила и инструкции по охране труда. Работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда, правила и инструкции по охране труда должны быть составлены и доведены под роспись до сведения работников (ст. 212 ТК РФ);
- медицинские книжки работников (при необходимости);

- должностные инструкции (если в трудовом договоре не прописаны должностные обязанности);
- специальная оценка условий труда;
- иные кадровые документы, перечень и порядок ведения которых определяет сам работодатель.

Несвоевременная выплата заработной платы Предписание органа, осуществляющего надзор за соблюдением трудового законодательства, об устранении нарушений с указанием срока его исполнения.
Административный штраф за невыполнение предписания органа, осуществляющего надзор за соблюдением трудового законодательства - на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей (ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ).
Предупреждение или административный штраф за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, за установление заработной платы в размере менее 1 МРОТ - на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ).
За повторное совершение данного нарушения - административный штраф на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей (ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ).
Уголовная ответственность за невыплату заработной платы предусмотрена ст. 145.1 УК РФ (применяется при наличии корыстной или иной личной заинтересованности руководителя организации).
Заработную плату важно выплачивать каждые полмесяца в даты, которые установлены либо в трудовом договоре, либо в локальном нормативном акте.
 
Незаконное ведение приносящей доход деятельности Предписание об устранении нарушений с указанием срока его исполнения.
Административный штраф за невыполнение предписания - на должностных лиц от 1 000 до 2 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц от 10 000 до 20 000 рублей (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).
Административный штраф за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету - на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ).
За повторное совершение данного нарушения - административный штраф на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет (ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ).
Иск о ликвидации НКО (в случае неоднократного невыполнения предписаний).

Приносящая доход деятельность осуществляется НКО для достижения целей, ради которых она создана, и должна соответствовать этим целям.

Прописать в уставе НКО все виды приносящей доход деятельности.
Обеспечить ведение раздельного бухгалтерского учета основной некоммерческой и приносящей доход деятельности.
Сформировать, выделить имущество для обеспечения приносящей доход деятельности рыночной стоимостью не менее 10 000 рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*Примечание:
В случае невыполнения в срок предписания об устранении нарушений, орган (должностное лицо), осуществляющий государственный надзор (контроль) – территориальный орган Министерства юстиции РФ, Федеральной налоговой службы РФ, Федеральной инспекции труда и пр., составляет протокол об административном правонарушении, который направляет для решения вопроса о привлечении к административной ответственности в мировой суд в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ.

Назначение штрафа за невыполнение предписания не освобождает НКО от его исполнения. Наряду с протоколом по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ составляется протокол и по статье Кодекса, предусматривающий наказание за длящееся правонарушение и с каждым разом при проверке предписания сумма штрафа увеличивается, оформляются документы на дисквалификацию руководителя.
Поэтому исполнение в срок предписания представляется наиболее целесообразным и эффективным, чем постоянное увеличение штрафных санкций.
Важно помнить, что непредставление информации о выполнении предписания также может иметь негативные последствия для проверенных субъектов (ст. 19.7 КоАП РФ), поэтому если предписание выполнено, об этом необходимо сообщить в установленный в предписании срок.

Осуществление текущей деятельности некоммерческих организаций предполагает принятие и надлежащее оформление решений их органов управления. К сожалению, члены руководящих органов не всегда знают (и соблюдают) порядок принятия и оформления решений, что может привести как к претензиям со стороны контролирующих государственных органов, так и к негативным юридически значимым последствиям, вплоть до признания такого решения оспоримым либо ничтожным.

Обезопасить себя от этого можно путем соблюдения правил созыва и оформления заседания коллегиальных органов НКО.

Основные положения, касающиеся порядка созыва коллегиального органа управления и принятия решения тем или иным органом, закреплены в законе, а также конкретизированы непосредственно в уставе каждой организации. Так, решение коллегиального органа управления (например, Общее собрание членов, Президиум, Совет, Правление и т.д.) некоммерческой организации считается принятым, если за него проголосовало большинство членов этого органа, присутствующих на заседании; при этом в заседании должно участвовать не менее пятидесяти процентов от общего числа членов этого органа. Стоит отметить, что решения по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления НКО принимаются квалифицированным большинством голосов (2/3 или 3/4 от общего числа присутствующих на заседании), либо единогласно (в зависимости от того, как это прописано в уставе). К вопросам исключительной компетенции высшего органа управления НКО относятся, в частности, утверждение и изменение устава организации, определение приоритетных направлений деятельности организации, принципов образования и использования ее имущества, принятие решений о реорганизации и ликвидации организации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса и другие (какие еще вопросы по закону отнесены к вопросам исключительной компетенции высшего органа управления, можно узнать, обратившись к ст. 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Также решение собрания может приниматься посредством заочного голосования, однако необходимо помнить, что по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления решения принимаются только очно. Заочное голосование может быть проведено путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение.

Порядок проведения голосования определяется уставом НКО. Возможность проведения заочного голосования должна быть прямо предусмотрена уставом. При этом в устав включаются следующие положения:

− обязательное сообщение всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией предлагаемой повестки дня;

− возможность ознакомления всех учредителей (участников, членов) некоммерческой организации или членов коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования со всеми необходимыми информацией и материалами (например, отчет руководителя, проект устава);

- возможность вносить предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов;

− обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования измененной повестки дня, а также срок окончания процедуры голосования.

Важно также установить сроки направления указанных выше сообщений (и соответствующих ответов на них), чтобы регламентировать действия по подготовке и проведению собрания.

Все решения коллегиальных органов управления НКО оформляются протоколами в письменной форме. Протокол подписывается председателем и секретарем собрания.

В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:

1) дата, время и место проведения собрания;

2) сведения о лицах, принявших участие в собрании;

3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

В протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны:

1) дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании высшего органа управления НКО;

2) сведения о лицах, принявших участие в голосовании;

3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

5) сведения о лицах, подписавших протокол.

Общие рекомендации

Принимая НКО от прежнего руководителя, составьте акт приема-передачи всей имеющейся в НКО документации и материальных ценностей.

Приступив к исполнению обязанностей руководителя НКО, проверьте наличие обязательных документов и сданной отчетности за текущий календарный год и три предшествующих года.

Согласно закону проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности НКО, непосредственно предшествующие году проведения проверки. Однако закон не запрещает контролирующим органам дополнительно проверить текущий календарный год.

Если в НКО отсутствует обязательная документация, необходимо предпринять меры по ее восстановлению (запросить имеющиеся документы у контрагентов, заключить договоры, провести собрания и т.д.). Если какие-то документы не могут быть восстановлены, создайте комиссию и зафиксируйте это актом. Требования к составу и численности комиссии, а также к форме и содержанию акта законом не установлены.

Важно помнить об обязательных реквизитах составляемого документа, к которым относятся: наименование документа; дата и место составления документа; наименование юридического лица, составившего документ; наименование должности лица (лиц), составивших документ; подписи должностных лиц, с указанием их фамилий и инициалов.

Если НКО не сдавала отчетность за прошлые периоды, незамедлительно подготовьте и сдайте необходимую отчетность за текущий период и три предшествующих года. К представляемой отчетности приложите документ (решение, протокол, приказ и т.п.) о Вашем назначении на должность руководителя НКО и пояснительную записку, в которой изложите сложившуюся ситуацию и поясните, что Вы являетесь вновь назначенным руководителем и предпринимаете все возможные меры к устранению нарушений за прошлые периоды. Это поможет Вам снизить сумму штрафов. В отдельных случаях контролирующие органы могут попросить сдать отчетность за пределами трехлетнего срока.

Сдача отчетности только за текущий период все равно выявит несданную отчетность за прошлые периоды и снизить сумму штрафов уже не удастся.

Добровольная сдача отчетности за прошлый период характеризует добросовестность нового руководителя НКО и является смягчающим обстоятельством при назначении штрафов.

Основные рекомендации

Рассмотрим основные шаги, которые нужно пройти руководителю НКО при вступлении в должность. Шаги рекомендуем проходить в предлагаемом порядке, так как они построены от самого главного к второстепенному.

Шаг 1проверьте Устав НКО на соответствие:

— действующему законодательству РФ;

— фактически осуществляемой деятельности и названию;

— фактическому месту нахождения;

— используемой в деятельности символики.

С 1 сентября 2014 года вступила в силу новая редакция Гражданского кодекса РФ, которая внесла ряд изменений в жизнедеятельность НКО.

Если Устав НКО зарегистрирован до указанной даты, то при первом же изменении Устава необходимо привести его в соответствие с действующим законодательством РФ, в том числе с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ.

В Уставе НКО должны быть отражены цели, задачи и виды деятельности, которые НКО фактически осуществляет или планирует осуществлять. Если имеется несоответствие, необходимо внести изменения в цели и виды деятельности.

Далее следует проверить соответствует ли название НКО измененным целям и видам деятельности. Если нет, стоит изменить название НКО. Поскольку название должно отражать не только организационно-правовую форму, но и характер деятельности НКО.

Также в Уставе НКО необходимо отразить приносящую доход деятельность, в случае осуществления таковой (подробнее в Шаге 2).

Если в Уставе НКО указан точный адрес (место нахождения) НКО, следует проверить соответствует ли он фактическому адресу НКО. В случае несоответствия необходимо внести изменения в Устав НКО, указав фактический адрес НКО. Действующее законодательство позволяет НКО не указывать в Уставе точный адрес. Достаточно указать субъект и населенный пункт, на территории которого НКО осуществляет деятельность.

Если в Уставе НКО не указан точный адрес (место нахождения) НКО, проверить его соответствие фактическому адресу НКО все же стоит. Адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, должен соответствовать фактическому адресу НКО. В случае несоответствия стоит внести изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в части адреса (места нахождения) НКО. Вносить изменения в Устав НКО в данном случае не требуется.

Если НКО в своей деятельности использует символику (эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны), то стоит проверить включено ли описание данной символики в Устав НКО. Если нет, необходимо внести изменения в Устав, включив в него описание используемой символики. Описание символики должно иметь словесное выражение (что изображено, что символизирует и т.д.). Дополнительно в Устав НКО можно включить изображение символики, например, в виде приложения к Уставу.

Для внесения изменений в Устав НКО необходимо подготовить комплект документов: новая редакция Устава (3 экз.), решение/протокол органа управления НКО о внесении соответствующих изменений в Устав и утверждении Устава в новой редакции (2 экз.), заявление по форме Р 13001 (1 экз. в простой письменной форме, 1 экз. в нотариальной форме), госпошлина на сумму 800 руб. (1 экз.), доверенность на представителя заявителя (если документы на регистрацию представляются не заявителем). Указанные документы могут быть представлены лично заявителем (руководителем НКО), отправлены им почтой или курьерской службой, либо представлены через представителя, чьи полномочия оформлены надлежащим образом. Документы представляются в территориальный орган Министерства юстиции РФ.

При регистрации изменений в Устав НКО в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ госпошлина не взимается.

Шаг 2: проверьте включена ли приносящая доход деятельность в Устав НКО.

Если НКО осуществляет приносящую доход деятельность (например, оказывает платные услуги, выполняет государственый/муниципальный заказ и т.д.), то она должна быть отражена в Уставе НКО. Приносящая доход деятельность должна соответствовать целям, для достижения которых создана НКО.

В случае несоответствия приносящей доход деятельности целям создания НКО или ее отсутствия в Уставе, необходимо внести изменения в Устав НКО, отразив в нем все виды приносящей доход деятельности НКО.

Для осуществления приносящей доход деятельности НКО необходимо сформировать, выделить имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью, то есть 10 000 рублей (по состоянию на ноябрь 2019 года). Данное имущество не может быть сформировано из пожертвований и иных целевых средств.

Формирование имущества для осуществления приносящей доход деятельности должно сопровождаться принятием соответствующего решения органом управления НКО и оформлением протокола/решения. В протоколе/решении о формировании имущества для осуществления приносящей доход деятельности необходимо указать вид и размер имущества, порядок и сроки его формирования.

Например (для автономной некоммерческой организации), в протоколе Совета учредителей можно предусмотреть: с целью удовлетворения требований п. 5 ст. 50 Гражданского кодекса РФ в качестве имущества, достаточного для осуществления приносящей доход деятельности, определить 10 000 рублей; наделить данным имуществом НКО за счет средств учредителей путем внесения денежных средств учредителями в равных долях на расчетный счет НКО в течение 4 (четырех) месяцев с даты принятия настоящего решения.

Следует обеспечить ведение раздельного бухгалтерского учета основной некоммерческой и приносящей доход деятельности.

Шаг 3проверьте наличие программы деятельности НКО и бюджета (сметы, финансового плана) к ней.

Наличие программы деятельности НКО является обязательным. Программа деятельности конкретизирует положения Устава и задает более узкие рамки деятельности НКО. Программа деятельности принимается высшим органом управления НКО.

Закон не предусматривает обязательных требований к форме и структуре программы деятельности. Как правило, программа деятельности включает цели и задачи, целевую аудиторию, направления, сроки и механизмы реализации программы, организацию управления программой и контроль за ходом ее реализации.

Устав НКО устанавливает сроки и порядок принятия бюджета (сметы, финансового плана) к программе деятельности НКО. Бюджет (смета, финансовый план) является календарным планом доходов и расходов.

Если в НКО отсутствует программа деятельности и бюджет (смета, финансовый план), необходимо обеспечить их восстановление. Для начала следует определить, какой орган управления НКО согласно Уставу компетентен в принятии и утверждении программы деятельности и бюджета (сметы, финансового плана).

Принятие и утверждение программы деятельности, как правило, относится к компетенции органа управления НКО, к вопросам которого отнесено определение приоритетных направлений деятельности НКО. Поскольку программа деятельности является выражением приоритетных направлений деятельности НКО.

При написании программы деятельности и бюджета (сметы, финансового плана) стоит руководствоваться положениями Устава НКО и фактическими планами НКО.

Шаг 4проверьте наличие проектов и бюджетов к ним.

Все мероприятия, проводимые НКО во исполнение Устава и программы деятельности, рекомендовано обличать в конкретные проекты. Требований к содержанию проекта нет. Однако в любой проект следует включать цели, задачи, мероприятия, целевую аудиторию, результаты и расходы по запланированным мероприятиям (бюджет).

Проекты могут быть сделаны по внутренней форме НКО или в виде заявок и бюджетов, составленных по формам, которые предложены донорами НКО – государственными структурами, фондами или компаниями. В любом случае содержание и бюджеты проектов должны соответствовать программе деятельности и годовому бюджету (смете, финансовому плану).

Шаг 5: проверьте наличие документов, подтверждающих целевое расходование средств.

Весь процесс жизнедеятельности НКО должен сопровождаться оформлением документов, которые подтверждали бы целевое расходование средств. К таким документам относятся документы, подтверждающие факт осуществления деятельности (раздаточные материалы, регистрационные списки участников, брошюры, фотографии, видеозаписи мероприятия и т.д.), и первичные финансовые документы (договоры, акты, счета, платежные поручения, квитанции и т.д.).

Шаг 6: проверьте наличие отчетов по проектам и отчета о деятельности НКО.

Отчетами необходимо сопровождать каждый проект и исполнение программы деятельности в целом. Отчет о деятельности НКО – это сводный отчет, который складывается из отчетов по проектам и утверждается высшим органом управления НКО.

Шаг 7: проверьте наличие решений/протоколов органов управления и контрольно-ревизионных, надзорных органов НКО.

Устав НКО устанавливает порядок управления деятельностью НКО и порядок осуществления контроля и надзора за деятельностью НКО. Управление и контроль, надзор в НКО осуществляется путем проведения органами НКО собраний (заседаний, съездов, конференций) и проверок, соответственно.

Следует проверить установленную Уставом НКО периодичность проведения плановых собраний и проверок. Все собрания органов управления НКО должны быть оформлены решениями/протоколами, а проверки контрольно-ревизионных, надзорных органов НКО – актами/отчетами.

Количество решений/протоколов органов управления НКО и актов/отчетов контрольно-ревизионных, надзорных органов НКО, как минимум, должно соответствовать количеству плановых собраний (заседаний, съездов, конференций) и проверок.

Шаг 8: проверьте наличие обязательных кадровых документов НКО.

К числу обязательных кадровых документов НКО, которые прежде всего проверяет федеральная инспекция труда, относятся:

— штатное расписание;

— трудовые договоры с каждым штатным работником;

— трудовые книжки;

— книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— положение об оплате труда и премировании;

— документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников, их права и обязанности в этой области;

— график отпусков;

— приказы по личному составу (о приёме на работу, переводе, увольнении сотрудника, предоставлении ему отпуска), а также книги учёта таких приказов;

— личные карточки на каждого штатного сотрудника (форма Т-2);

— табель учета рабочего времени;

— правила и инструкции по охране труда (работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда, правила и инструкции по охране труда должны быть составлены и доведены под роспись до сведения работников);

— медицинские книжки работников и журнал прохождения обязательных медосмотров (при необходимости);

— должностные инструкции (если в трудовом договоре не прописаны должностные обязанности);

— договоры о материальной ответственности штатного работника;

— специальная оценка условий труда;

— иные кадровые документы, перечень и порядок ведения которых определяет сам работодатель.

Подготовить кадровые документы НКО можно при помощи бухгалтерской программы либо, используя типовые формы документов.

Шаг 9: проверьте наличие иных внутренних документов НКО.

Изучив Устав и требования закона по отношению к Вашей НКО (учитывается организационно-правовая форма, специфика деятельности и т.д.), следует определить перечень обязательных внутренних документов, к которым может относиться положение о членстве (для членских НКО), положение о попечительском совете (для фондов), учетная политика, положение об обработке персональных данных, всевозможные журналы, в частности журнал проведения проверок, журнал инструктажа по технике безопасности, по противопожарной безопасности, журнал учета входящей/исходящей корреспонденции и т.д., и проверить их фактическое наличие в НКО.

Также следует проверить наличие гражданско-правовых договоров, регулирующих каждый факт хозяйственной жизни НКО (договоры с добровольцами (волонтерами), поставщиками и исполнителями услуг, договор на занимаемое НКО помещение и т.д.).

Шаг 10: проверьте наличие сданной отчетности в Минюст, налоговые органы, органы статистики, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

Сдача отчетности для НКО является обязательной, независимо от того, осуществлялась деятельность НКО или нет.

Отчет в Минюст предоставляется ежегодно до 30 марта (для благотворительных НКО) и до 15 апреля (для всех остальных НКО). НКО, выполняющая функции иностранного агента, представляет в Минюст дополнительные ежеквартальные и полугодовые отчеты.  На сайте территориального органа Минюста размещены формы отчетов и рекомендации по их заполнению. НКО обязана размещать свои отчеты в сети Интернет, удобнее всего делать это на сайте Минюста на специальном портале НКО (http://unro.minjust.ru), так как размещение там отчета приравнивается также к исполнению НКО своей обязанности по представлению отчетности в Минюст.

Бухгалтерская отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств и приложения к ним) сдается в налоговые органы 1 раз в год до 31 марта. В 2020 году бухгалтерская отчетность сдается только в электронном виде.

Налоговая отчетность сдается в налоговые органы ежеквартально до 15 числа (для НКО на общей системе налогообложения) и 1 раз в год до 31 марта (для НКО на упрощенной системе налогообложения).

Отчетность в Пенсионный фонд сдается ежемесячно по форме СЗВ-М не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Ежегодный отчет о стаже работников сдается не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом. Отчеты по дополнительным страховым взносам (форма ДСВ-3) сдаются не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Ежегодный отчет о стаже работников сдается не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

Отчетность в Фонд социального страхования сдается ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (в электронном виде до 25 числа). С 2017 года отчет сдается по новой форме 4-ФСС.

Отчетность в органы статистики сдается 1 раз в год до 31 марта по форме 1-СОНКО только социально ориентированных НКО.

В случае обнаружения несданной отчетности необходимо в кратчайшие сроки подготовить и сдать необходимую отчетность (подробнее в Общих рекомендациях).

Отчетность можно сдать в электронном или бумажном виде. Перед подготовкой и сдачей отчетности следует проверить не изменились ли требования законодательства к предоставлению отчетности по срокам, по формам, по составу и т.д.

Дополнительные рекомендации

Шаг 11 (для фондов и НКО, выполняющих функции иностранного агента): проверьте наличие пройденных аудиторских проверок и размещение отчетов о пройденных аудиторских проверках на сайте Федресурса.

Если указанные НКО в последнее время не проходили обязательный аудит, следует его провести, как минимум, за три предшествующих года. Информацию о результатах обязательного аудита следует внести в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц на сайте Федресурса. Сведения необходимо разместить не позднее трех рабочих дней с даты подписания аудиторского заключения.

Аудиторское заключение необходимо представить в органы статистики вместе с бухгалтерской отчетностью до 31 марта, либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Шаг 12 (для членских НКО): проверьте список членов.

В членских НКО наличие списка или реестра членов является обязательным. Руководствуясь Уставом НКО, необходимо определить орган управления НКО, к компетенции которого отнесено ведение списка или реестра членов. Актуализируйте данный список или реестр членов.

Следует проверить принималось ли органами управления НКО решение об уплате членских взносов. Если такое решение было принято, проверьте уплату членских взносов за текущий и прошлые периоды.