Итак, авторское право. Право автора на произведение, созданное его трудом. О том, что это такое, можно легко узнать в любом справочнике и энциклопедии. Наш разговор не об этом, об этом уже написано и еще будет написано немало книг, комментариев, диссертаций, монографий и учебников. Наш разговор об очень частном случае применения законодательства об авторских правах. В частности, в области общественных отношений, возникающих вокруг государственных закупок – закупок товаров и услуг для государственных нужд.
Уже ни для кого не секрет, что работать с государственным заказчиком сложно, но выгодно. Никакая частная фирма не может позволить себе настолько дорогие проекты и гарантировать их оплату. И вот, желая расширить рынки сбыта, производитель открывает для себя вселенную электронных аукционов на право заключения государственного контракта. Правда, разобраться во всей сложной системой госзакупок сложно, но это того стоит.
Именно в этой области и возникают сложности с трактовкой и пониманием авторского права. Итак, представим себе ситуацию: на электронной площадке размещена аукционная документация – в частности, техническое задание на продукцию. Думаю, все согласятся, что при разработке технической документации вряд ли мелкий госслужащий будет исходить их принципов объективности и беспристрастности, а просто возьмет образец требуемой продукции и просто опишет его, в надежде получить в результате исполнения договора по поставке либо именно этот товар, либо его аналог от другого поставщика. Это абсолютно нормально, однако именно здесь и кроется причина многочисленных проблем, возникающих в процессе выполнения госзаказа. Мы не будем сейчас рассматривать самый распространенный и самый простой случай – когда конкурс пишется «под конкретного поставщика», требуемое количество продукции у него есть и ждет своего часа, а заказчик ждет поставку и готов все оплатить, получив заранее оговоренную сумму «отката». Это просто, и это не рынок. Это то, что к рынку не имеет никакого отношения — это коррупция, от нее нужно избавиться, иначе все плохо кончится, сами понимаете, в свете последних событий….
Мы сейчас поговорим о ситуации, когда производитель, обладая, уж извините за тавтологию, производственными мощностями для исполнения госзаказа, побеждает в аукционе, снижая цену (а она всегда ниже у производителя, чем у перекупщика, работающего на откатах), и получает возможность исполнить госконтракт.
Понимая, что сроки ограничены, он работает на пределе возможностей. Понимая, что его продукцию не ждет заказчик (очень часты случаи, когда заказчик об этом напрямую и предупреждает), исполнитель старается изо всех сил следовать требованиям технической документации и все-так, изготавливает необходимое количество к сроку. Сроки, кстати, устанавливаются чаще всего минимальные, ведь у «своего» поставщика продукция чаще всего уже готова к отгрузке в день объявления аукциона.
Вот тут то и начинаются проблемы с авторством. Зачастую участник аукциона, который заранее имел договоренность с госзаказчиком и даже располагал необходимым количеством продукции для поставки, начинает процесс по обвинению Производителя в нарушении его авторских (в некоторых случаях, патентных) прав. Естественно, что наши доблестные правоохранительные органы с радостью берутся за работу и возбуждают уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 146, 147 УК РФ – нарушение авторских и смежных прав, нарушение патентных прав.
При этом стоит уточнить, что далеко не всегда у самого потерпевшего (поставщика, кричащего о нарушении его патентных прав) имеется надлежащим образом оплаченный пошлиной, действующий патент на произведение. Такую нехитрую процедуру, как оплата патентной пошлины – за поддержание патента в силе, потерпевшие регулярно забывают проделывать, не забывая, при этом, обратиться в правоохранительные органы с целью возбуждения уголовного дела о нарушении своих патентных прав. При этом важно помнить – нет патентной пошлины – нет и патента. Запись в Едином реестре интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам звучит печально и безапелляционно – «досрочное прекращение действия патента из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе». Но это отступление, которое, тем не менее, должно здесь присутствовать, в качестве конкретной полезной информации.
Итак, в отношении добросовестного производителя-работяги возбуждается уголовное дело, находятся даже эксперты, которые на скорую руку согласны дать заключение о нарушении авторских или патентных прав. Начинается долгое и нудное, требующее огромных временных и эмоциональных затрат предварительное расследование, на допросы регулярно вызывается весь руководящий состав, допрашиваются работники, изымаются документы, всерьез нарушается технологический рабочий процесс, что обязательно сказывается на эффективности бизнеса. Разумеется, в ходе процесса по уголовному делу профессионалами-следователями тщательно исследуются все обстоятельства, назначается экспертиза, в конце концов, устанавливается истина – заключающаяся в том, что простое желание производителя следовать требованиям технического задания аукциона и порождает подозрения в нарушении авторского права. А поскольку техническое задание является описанием конкретной продукции – то на что же еще может быть похоже изделие, выполненное в точном соответствии с техническим заданием? Конечно, на изделие, с которого списано техническое задание! Все просто. И все сложно, поскольку все это приходится доказывать ни в чем не повинному производителю, который и договор исполнил, и коррупции расцвести не дал. А вот сам поплатился – и простоями в работе, пока весь коллектив на допросах, и тем, что госзаказчик, высокомерно и заранее назвав его продукцию «контрафактом», принимать ее отказался. И хорошо, если у производителя хватит сил и терпения дождаться окончания уголовного дела и настоять (иногда путем сложного судебного процесса) на том, что его продукцию госзаказчик обязан принять и оплатить, но нервы крепки не у всех. Желая как можно скорее покончить с этим кошмаром, производитель часто сдается, а это значит закупает продукцию у того самого, рекомендуемого госзаказчиком «правообладателя» – «потерпевшего», при этом, теряет, конечно же, прибыль, опасаясь штрафных санкций от госзаказчика, и в будущем зарекается связываться с подобными «аукционами». И все вроде хорошо заканчивается, особенно для «своего» для госзаказчика «правообладателя» – он и продукцию реализовал, и бизнес конкуренту подпортил, а главное, всем желающим назидательно продемонстрировал – это моя корова… Вот только не покидает ощущение абсурдности происходящего, ведь именно такие производители и работают, пытаясь развить экономику страны – в отличие от чиновников, работающих на госзаказчика, прокуроров, следователей, экспертов и перекупщиков, имеющих связи с чиновниками. Последние-то как раз ничего не производят, однако чувствуют себя хозяевами ситуации.
Несмотря на все рассказанное выше, сфера госзакупок остается самым заманчивым рынком сбыта продукции, поскольку обещает не только крупный заказ, но и гарантирует его своевременную оплату. Правда, за малейшее отступление от условий контракта, который далеко не всегда выполним в реальной жизни, с исполнителя сдирается просто драконовская неустойка, но вот как эффективно можно противостоять желанию чиновников получить тот же результат за гораздо меньшие деньги – это уже совсем другая история. Так что, до новых встреч, коллеги…
Адвокат Юлия Королева