Разъяснения, рекомендации экспертов и Ответы на ваши вопросы - ЮРИДИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА В КАЗАНИ, ТАТАРСТАНЕ, РОССИИ - СТРАТЕГ
Toggle navigation

Разъяснения, рекомендации экспертов
и Ответы на ваши вопросы

Создание НКО

На данный момент вопросами регистрации некоммерческих организаций занимается Министерство юстиции Российской Федерации. Минюст и его территориальные отделения принимают решения о госрегистрации НКО, включая вопросы ее создания, реорганизации или ликвидации. Все изменения в учредительные документы НКО и включение конкретной организации в Единый государственный реестр юридических лиц также осуществляется Минюстом.

В Республике Татарстан – это Управление Министерства юстиции РФ по РТ, находящееся на ул. Космонавтов 59

Пакет документов, обязательных для регистрации некоммерческой организации, включает в себя:

·        Заявление — 2 шт.

·        Учредительные документы, иными словами, устав будущей некоммерческой организации (Устав) — 3 шт.

·        Решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов (Протокол) — 2 шт.

·        Сведения об учредителях — 2 шт.

·        Документ об уплате государственной пошлины — оригинал и копия.

·        Сведения об адресе (о местонахождении) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (Договор об аренде, свидетельство собственности и др.).

·        При использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование.

·        Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица.

·        Заявление о включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, — для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агент

Согласно практике, сроки регистрации НКО в Минюсте составляют не более 30 рабочих дней. Почему именно такой срок?

Если все документы в порядке и причины для отказа в регистрации НКО отсутствуют, Минюст или его территориальное отделение принимает финальное решение не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения пакета документов.

После этого сведения и документы направляются в Федеральную налоговую службу  (ФНС) для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

На основании полученных данных в течение 5 рабочих дней сведения о новом НКО вносятся в реестр, и не позднее следующего рабочего дня ФНС сообщает об этом в Минюст, который в свою очередь не позднее трех рабочих дней выдает заявителю свидетельство о госрегистрации его некоммерческой организации.

1. Если вы согласны с решением:

- устранить недочеты, послужившие основанием для отказа

- повторно подать заявление о регистрации НКО 

2. Если вы не согласны с решением:

- добиваться изменения решения

- обжаловать решение в вышестоящим органе или в суде

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации,  наименование некоммерческой организации должно отражать характер ее деятельности, то есть отражать предмет и цели, определенные учредительными документами.

При внесении изменений в учредительные документы некоммерческих организаций устав представляется в новой редакции, а не в виде изменений. В статье 23 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» указано, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке, что и государственная регистрация некоммерческой организации. А в статье 13.1 вышеуказанного закона указано, что для государственной регистрации некоммерческой организации представляются учредительные документы в трех экземплярах. 

Для внесения изменений в ЕГРЮЛ сведений об НКО нужно подать в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации, выдавший свидетельство о регистрации, в течение 3 рабочих дней с момента изменения следующие документы:
1. Заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме Р14001 в двух экземплярах, один из которых подписывается уполномоченным лицом (далее - заявитель) в присутствии нотариуса, второй экземпляр прошивается и заверяются печатью организации самостоятельно;
2. Решение/протокол собрания участников (или другого высшего органа управления) о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, предоставляется в двух экземплярах, прошитых самостоятельно. 
Уплата государственной пошлины за регистрацию изменений информации, содержащейся в ЕГРЮЛ, не требуется.

Внесение изменений в устав некоммерческой организации может потребоваться, например, если принято решение о расширении предмета или видов деятельности организации, но чаще всего причиной становится необходимость привести положения устава в соответствие с изменившимися требованиями законодательства.
Для государственной регистрации изменений, вносимых в устав некоммерческой организации, представляются следующие документы:
1. Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, то есть в устав, по форме Р13001, подписанное уполномоченным лицом = заявитель = руководитель (Президент/Директор/Исполнительный директор) – предоставляется в двух экземплярах, из которых один экземпляр должен быть заверен у нотариуса, второй экземпляр прошивается самостоятельно, то есть все листы документа скрепляются и заверяются печатью организации;
2. Устав с внесенными в него изменениями предоставляется в трех экземплярах, из которых два экземпляра прошиваются самостоятельно, один экземпляр не прошивается;
3. Решение/Протокол о внесении изменений в устав предоставляется в двух экземплярах, прошитых самостоятельно. Решение должно быть оформлено Протоколом высшего руководящего органа НКО (например, Общее собрание членов или Совет организации).
4. Квитанция об оплате государственной пошлины.
В настоящее время размер государственной пошлины за регистрацию изменений устава составляет 800 рублей. Государственная пошлина оплачивается через любой банк безналичным расчетом с банковского счета НКО.
На прошивке всех документов указывается количество прошитых страниц, ФИО заявителя и его подпись.
Перечень документов, предоставляемых при регистрации изменений, вносимых в устав НКО, является единым для всех организаций. Документы на регистрацию могут быть поданы в течение трех месяцев с даты принятия решения о внесении изменений.

Нет, не нужно. Законодательством не предусмотрена обязанность НКО нотариально заверять решения, принимаемые высшим органом.

Учредители и руководители НКО

1.     Учредитель (участник), намеревающийся выйти из НКО, самостоятельно заполняет и подписывает заявление по форме Р14001 и подаёт его в соответствующую ИФНС. 

2.     В тот же день, когда подается заявление по форме, участник (учредитель) обязан направить уведомление об этом соответствующему юридическому лицу в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей (участников) в регистрирующий орган. Уведомление составляется в свободной форме.

Таким образом, требуется только два документа: форма Р14001 и уведомление в свободной форме, госпошлина в данном случае не оплачивается.

3.     Права и обязанности учредителя (участника) прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся ЕГРЮЛ.

1.     Принимается решение (протокол), которым действующие учредители (участники) выражают своё согласие на включение нового.

2.     Единоличный исполнительный орган управления НКО составляет и подписывает заявление по форме Р14001 и подаёт его вместе с решением (протоколом), выражающим согласие в соответствующее Управление Минюста.

Уволившийся руководитель может обратиться в налоговый орган с заявлением от физического лица о недостоверности сведений о нём. Это можно сделать через три дня после увольнения. К заявлению лучше приложить доказательства увольнения.

Исполнители общественно-полезных услуг

В соответствии с п. 2.2. ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях (начало действия с 01.01.2017, далее Федеральный закон) под некоммерческой организацией – исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

В соответствии с п. 1 т. 31.4 Федерального закона в случае, если социально ориентированная некоммерческая организация соответствует требованиям, указанным в п. 2.2 ст. 2 Федерального закона, по решению уполномоченного органа или его территориального органа она может быть признана исполнителем общественно полезных услуг и включена в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг.

 В соответствии с Федеральным законом должны они содержать четыре условия:

 1. Некоммерческая организация должна быть социально ориентированной, и соответствовать двум требованиям:

 -  должна быть создана в форме, предусмотренной Федеральным законом «О некоммерческих организациях»;

 - осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» и региональным законодательством для СО НКО;

 2. СО НКО должна на протяжении одного года и более оказывать общественно полезные услуги надлежащего качества (перечень таких услуг и критерии качества определены Постановлением Правительства РФ от 27.10.2016    № 1096);

 3. СО НКО не должна являться некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

 4. СО НКО не должна иметь задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

В соответствии с п. 2. ст. 31.4 Федерального закона порядок принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, перечень и формы необходимых документов, порядок ведения реестра некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 Реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно-полезных услуг (http://unro.minjust.ru/NKOPerfServ.aspx)  ведется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами (далее – уполномоченный орган) в соответствии с  Постановлением  Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 89 «О реестре некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг» (вместе с «Правилами принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг», «Правилами ведения реестра некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг»).

 Министерство юстиции Российской Федерации принимает решения о признании исполнителями общественно полезных услуг общероссийских общественных организаций и движений, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории 2 и более субъектов Российской Федерации, а также религиозных организаций, образуемых указанными централизованными религиозными организациями.

 Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации принимают решения о признании исполнителями общественно полезных услуг межрегиональных, региональных и местных общественных организаций и движений, региональных отделений международных, общероссийских и межрегиональных общественных организаций и движений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций, установленный Федеральным законом "О некоммерческих организациях".

 Вышеуказанным нормативным правовым актом установлен порядок ведения реестра таких организаций и процедура принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг (в том числе в упрощенном порядке), определены перечень и формы необходимых для этого документов.

 Для признания исполнителем общественно полезных услуг и внесения в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг (далее - реестр) организация представляет в уполномоченный орган следующие документы:

 а) заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг по форме согласно приложению, указанному в Постановлении;

 б) заключение о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям (далее - заключение) по форме согласно приложению, указанному в Постановлении.

 Для дополнительного внесения в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией, ранее включенной в реестр, такая организация представляет в уполномоченный орган следующие документы:

 а) заявление о дополнительном внесении в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией, ранее включенной в реестр, по форме согласно приложению, указанному в приложении;

 б) заключение по форме согласно приложению, указанному в приложении.

 Документы, необходимые для внесения в реестр, могут быть направлены почтовым отправлением с описью вложения, представлены непосредственно, направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

 В соответствии с п. 4 ст. 31.4 Федерального закона СО НКО вносятся в реестр сроком на два года.

Основанием для отказа являются:

 а) непредставление (несвоевременное представление) предусмотренных документов;

 б) включение организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;

 в) представление документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, оформленных в ненадлежащем порядке.

 Решение о признании организации исполнителем общественно полезных услуг либо об отказе в признании организации исполнителем общественно полезных услуг принимается уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в Постановлении.

 Уведомление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг (о внесении в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией, ранее включенной в реестр) либо об отказе в признании организации исполнителем общественно полезных услуг (о внесении в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией, ранее включенной в реестр) направляется организации в течение 3 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом соответствующего решения.

 Основаниями для исключения организации из реестра являются:

 а) истечение 2 лет со дня признания организации исполнителем общественно полезных услуг;

 б) поступление в уполномоченный орган документов, подтверждающих прекращение деятельности организации в связи с ее ликвидацией или реорганизацией в форме, предусматривающей прекращение деятельности юридического лица, или в связи с исключением организации, прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, из Единого государственного реестра юридических лиц;

 в) включение организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;

 г) поступление в уполномоченный орган от федерального органа исполнительной власти (его территориального органа), органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего оценку качества оказания общественно полезных услуг, информации о несоответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям;

 д) поступление в уполномоченный орган от налоговых органов документов, подтверждающих возникновение у организации непогашенной задолженности по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации платежам.

 Решение об исключении организации из реестра принимается уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган документов, подтверждающих наличие предусмотренных вышеуказанных  оснований.

 В случае исключения организации из реестра по основаниям, предусмотренным подпунктами "в" - "д" вышеуказанных оснований, уведомление об исключении организации из реестра направляется ей в течение 3 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом соответствующего решения.

Проверки НКО

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также пунктом 21 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 456, плановые проверки  некоммерческих организаций проводятся на основании ежегодных планов не чаще одного раза в три года.

Плановые проверки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, проводятся не чаще чем один раз в год.

Существует Единый реестр проверок. По ИНН вы сможете увидеть все запланированные проверки в отношении вашей организации на текущий год. Внеплановые конечно не увидите. Рекомендуем периодически проверять этот реестр, поскольку в течение года в него могут вноситься изменения.

Вот ссылка на на этот реестр:

https://proverki.gov.ru/wps/portal/!ut/p/z1/04_Sj9CPykssy0xPLMnMz0vMAfIjo8zifQzNjNxNDAx9_YMDnA0cXcLMfUy9fI0MvE30w8EKDFCAo4FTkJGTsYGBu7-RfhRQ2tPTwtPQHajfwtjS2SDQwM3JxD0sCChvjlU_sknE6cejIIoY9-NREIXfeeH6UViUoIYAITMKckNDQyMMMgEwYuiG/dz/d5/L2dBISEvZ0FBIS9nQSEh/

Отчетность НКО

Некоммерческие организации публикуют отчетность ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода. Кроме того, нужно заметить, что датой размещения отчетов и сообщений на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет является дата предоставления открытого доступа к ним.

Некоммерческие организации предоставляют отчетность следующих организационно правовых форм: общественные объединения, региональные отделения политических партий, некоммерческие фонды, некоммерческие партнерства, ассоциации (союзы), общины коренных малочисленных народов, автономные некоммерческие организации и иные некоммерческие организации.

Объем публикуемого отчета должен совпадать с объемом представляемого в Управление. Вместе с тем, размещению в сети Интернет не подлежат сведения о дате рождения, данных документа, удостоверяющего личность, адресе (месте жительства) членов руководящего органа некоммерческой организации. Кроме того, размещению в сети Интернет не подлежат отчеты и сообщения, содержащие сведения и изображения, распространение которых ограничивается или запрещается законодательством Российской Федерации.

Со 2 ноября 2010 года начал функционировать Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации для некоммерческих организаций «Портал НКО». Информационный ресурс обеспечивает некоммерческим организациям возможность публикации отчетности. Портал НКО предусматривает процедуру регистрации, пройдя которую, представитель некоммерческой организации посредством «личного кабинета» имеет возможность опубликовать отчет. Кроме того, представитель некоммерческой организации, разместивший отчет на Портале, исполняет тем самым сразу две обязанности и в части представления отчета в Управление (отчеты, размещенные на Портале можно не представлять в Управление на бумажных носителях), и в части его публикации.

Портал НКО – бесплатный информационный ресурс.

Портал размещен по адресу: http://unro.minjust.ru/NKOReports.aspx?request_type=nko,(вкладка «Портал о деятельности некоммерческих организаций). Использование информационного портала доступно для пользователей, не обладающих специальными познаниями в сфере информационных технологий. Для удобства в использовании портала и прохождения процедуры регистрации на сайте портала размещены рекомендации по пользованию Порталом (вкладка Регистрация).